КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ».
Подготовила Иванова Елена Леонидовна.
Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнует вопрос: А готов ли мой ребенок к школе? Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично считаться в ребенке. Если что-то не развить или развито не в полной мере, то это может послужить проблемами в обучении школы, общении со сверстниками, усвоение новых знаний.
1. Физиологическая готовность ребенка к школе означает, что он должен быть готов к обучению к школе физически. Это значит, что его здоровье должно позволять успешно проходить образовательную программу. Должна быть развита мелкая моторика (пальчиков). Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать основные гигиенические нормы, например правильная осанка.
2. Психологическая готовность включает в себя:
- Интеллектуальная готовность к школе означает, что к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний; ориентировка в пространстве (как пройти в школу и обратно); стремление к получению новых знаний (любознательность); соответствовать возрасту развитие памяти, речи мышлению.
- Личностная и социальная готовность подразумевает, что ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должен проявлять агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать, что хорошо, что плохо ; должен уметь понимать поставленные педагогом задачи, внимательно выслушивать, уточнять неясные моменты, признавать свои ошибки.
- Эмоционально-волевая готовность предполагает, что ребенок должен понимать, почему он идет в школу; ребенок должен быть усидчив и внимателен, не отвлекаться на посторонние предметы и дела.
3. Познавательная готовность ребенка к школе означает, что первоклассник должен обладать определенными знаниями и умениями.
- Развитие внимания: Заниматься каким-либо делом, не отвлекаться, в течение тридцати минут. Находить сходство и отличия между предметами. Уметь выполнять работу по образцу. Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
- Память: Пересказ текста из 4-5 предложений. Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок. Запоминание 10-12 картинок.
- Мышление: Находить несоответствие в рисунках. Определять последовательность событий, что сначала, а что потом. Находить лишнее слово из группы слов. Уметь заканчивать предложение. Складывать пазлы самостоятельно.
- Речь: Составлять предложение из нескольких слов. Составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок. Различать в словах буквы и звуки. Понимать и объяснять смысл пословиц. Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
- Окружающий мир: Знать свою фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, времена года, явление природы, домашних и диких животных, зимующих и перелетных птиц.
- Математика: Ориентировка в пространстве, и на листе бумаги. (справа, слева, вверху, низу, над, под, за и т. д.). Цифры от 0 до 10. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 1 до 10. Арифметические знаки больше, меньше, плюс, минус, равнение.
- Мелкая моторика: Правильно держать в руке ручку, карандаш. Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге. Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
Очень важно развивать мелкую моторику ребенка. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком провести разъяснительную беседу как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Очень хорошо развивает мелкую моторику лепка из пластилина и глины.
Важная задача перед родителями – научить ребѐнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определѐнные условия: ничто недолжно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своѐ рабочее место. Например, если ребѐнок сел рисовать, но не приготовил заранее всѐ необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребѐнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело
незавершѐнным. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребѐнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.