Конспект НОД на тему: «Костюмы Поволжья»
Подготовил воспитатель: Абдурахимова Ольга Николаевна
Предмет (направленность): познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие.
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Место проведения: групповая комната.
Программные задачи:
Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Учить различать татарский, мордовский и русский народный костюм, выделяя его характерные элементы (калфак-кокошник; картуз-тюбетейка; сапоги-ичиги; сарафан-платье с оборками).
Развивать интерес к культуре народов своего края. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.
Продолжать учить украшать узором фартуки, используя элементы национальных костюмов, орнаментов.
Интеграция образовательных областей:
Социализация - воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
Музыка – продолжать знакомить детей с песнями о родине.
Чтение художественной литературы – знакомить детей с загадками, частушками, поговорками народов Поволжья.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети входят в групповую комнату под музыку, встают полукругом.
Оборудование занятия: демонстрационный материал, компьютер,ткань, клей, образцы костюмов.
Звучит отрывок песни «Родина моя»:
Я, ты, он, она —
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» — Сто тысяч «я»!
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
Педагог: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы снова начали с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край. И тема урока так и звучит – «Народы Поволжья».
А сейчас я попрошу вас на минутку закрыть глаза и представить, что мы оказались в настоящем музее……
Дети открывают глаза
-Ребята, как Вы думаете, каком музее мы с Вами оказались?
-Правильно, мы в музее одежды.
Мы живем в стране, которая называется – Россия! Наша страна огромная. И населяют ее различные национальности. И сегодня мы с Вами поговорим о традиционных национальных костюмах. Тема нашего занятия «Костюмы Поволжья».
-В нашем музее мы можем познакомиться с очень красивыми куклами, которые демонстрируют одежду разных областей нашей страны.
Педагог рассказывает коротко об одежде каждого региона.
А мы с Вами живем в регионе, который называется Поволжье.
Педагог: А почему наш регион так называется?
Ответы детей: потому что мы живем на Волге.
Педагог: Это самая величественная, полноводная река России.
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной ».
- Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?
(Ответы детей – русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…)
- Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. Мы живём в Самаре. Сама́ра — крупный город в Среднем Поволжье России, является центром Поволжского экономического района и Самарской области, образует муниципальное образование городской округ Самара.
Воспитатель: А какие достопримечательности есть в нашем городе?
Ответы детей:
-( самая длинная набережная, самый высокий вокзал, площадь им. Куйбышева является самой большой площадью в Европе.)
Воспитатель:
- Сегодня мы продолжим знакомство с культурой народа Поволжья.
- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают?
Дети: В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен, на картинах художников.
Воспитатель:
Национальный костюм – это своеобразная книга, энциклопедия, научившись читать которую, можно много узнать о народе, о его обычаях, традициях, его истории. Предлагаю обратить внимание на фотографии в нашем музее.
Женский праздничный татарский народный костюм.
- Перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора
- На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.
Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром.
Русский народный костюм: Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.
Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
Мордовский женский костюм
Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. Поверх рубахи женщины надевали подобие платья - кафтонь-крда, сарафан. Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками.
Чувашский Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы.
Воспитатель:
Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.
Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам.
Много пословиц и поговорок создано народом об одежде, много песен. А какие пословицы помните Вы ребята?
Звучат пословицы.
А Елизавета и Вероника приготовили нам выступление.
Лиза:
Я скажу вам без обмана
Лучше нету сарафана,
Мне сказала тетя Настя
Сарафан приносит счастье!
Вероника:
У меня на голове
Красненький платочек.
Лапти новые сплела.
Юбочка в цветочек.
Слово воспитателя:
Воспитатель рассказывает о результатах предыдущих занятий (куклы -кувадки, сарафаны мишек).
Физминутка.
Педагог: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру
«Король».
Правила игры.
Кто-то из играющих по желанию становится «королем». Остальные считаются работниками. «Король» садится на определенное место, а «работники» отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю.
Сговорившись, подходят к «королю».
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны ли вам работники?
Король. Нужны. Работники. Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). «Король» должен сказать, что делает каждый.
А теперь, когда мы отдохнули, я предлагаю Вам пополнить наш музей и приглашаю всех пройти в наши мастерские.
Воспитатель предлагает ребятам самим попробовать смастерить различный костюмы, а именно: русский народный, татарский, мордовский.
Итог занятия.
Педагог: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе посмотрим, что у нас получилось.
Ребенок каждой группы подходит к мольберту и, вешая работу, читает потешку о национальном костюме.
Татарский:
Татарская девочка-девочка припевочка,
У ней юбка новая, сама – чернобровая.
Русский:
Посмотрите на наряд мой,
Оцените поскорей.
Расхвалил его изрядно
Наш российский соловей.
Мордовский:
Мы мордовские девчата,
Очень весело живем.
В своих новеньких нарядах
Мы нигде не пропадем.
Итог занятия:
Дети делятся впечатлениями кому, что больше понравилось на занятии.
Воспитатель: Нас много и все мы разные, но мы все должны жить дружно и мирно на Земле!!!