Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 МАДОУ "Детский сад №385" г. о. Самара

«Народные промыслы»

 

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет

 

Автор: Гараева Галина Борисовна

Воспитатель МАДОУ «Детский сад 385» г.о. Самара

 

Пояснительная записка

Уважаемые родители!

Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы, но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы. В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного, и тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства.

Значимость данного маршрута заключается в приобщении дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами.

 

Актуальность

Цель маршрута: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.

Задачи:

v Формировать представления об особенностях русского народного творчества: гжель, хохлома, дымковская игрушка, жостовская роспись, русская матрешка.

v Способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений.

v Развивать творческое мышление, внимание, память, интерес к народным промыслам, познавательную активность.

v Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям, уважение к работам народных мастеров.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-6 лет, их родители.

 

Шаг 1    «Народные промыслы»

Наш маршрут предлагаю начать с вопроса у ребенка – знает ли он, что означает словосочетание «Народные промыслы»? Что же такое «ремесло» и «промысел»?
Объяснить, что слово «ремесло» произошло от слова «ремес» - плотник. Это слово обозначало и обозначает разные виды работы, преимущественно ручной. В толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда ». «Ремесло за плечами не виснет» - говорили предки, подчёркивая значимость умения.

Предложите посмотреть видео «Что такое РЕМЕСЛО?

https://www.youtube.com/watch?v=_A0zANqBPMc          (2:04)
 

Шаг 2    «Гжельская керамика»

Прочитайте стихотворение.                                                                                                                             

Эта роспись
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких. (Гжель)

 Город Гжель - известный центр гжельской художественной керамики. Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. Пришло это название из далекой старины от слова «жечь, обжигать». Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды. Изделия из гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Посмотрите вместе с ребенком занимательный видеоурок «Народный промысел Гжель»:

https://www.youtube.com/watch?v=cPymqJHqBHg           (6:58)

 

 

Шаг 3    «Хохломская роспись по дереву»

Загадайте ребенку загадку.

Посуда не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она- (Золотая Хохлома)

Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое название оно получило от села Хохлома, где проводились в прошлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная расписная посуда, которая изготавливалась из липы или березы.Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

 Посмотрите с детьми видео про «Историю Хохломы»

https://www.youtube.com/watch?v=8Y5__p1kRlc    (5:22)

Шаг 4    «Дымковская игрушка»

Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня! (Дымково.)

Большую известность получила игрушка из слободы Дымково, расположенной близ города Вятки. В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. Но чтобы детишки могли играть, нашлись в деревнях и пригородах замечательные выдумщики и умельцы, которые из глины делали игрушки и расписывали их.

Пройдите по ссылке и посмотрите увлекательное видео «История Дымковской игрушки»

https://www.youtube.com/watch?v=bVLSstpBPnY             (1:48)

 

Шаг 5    «Жостовская роспись»

Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.  В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.

Посмотрите видеоурок «Жостовские подносы»

https://www.youtube.com/watch?v=k7FDKZl9nDk         (7:34)

 

Шаг 6    «Русская матрешка»

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.

Предлагаю посмотреть видеофильм «История русской матрешки»:

https://www.youtube.com/watch?v=VrISAD8dt6g             (3:37)

Попробуйте вместе с ребенком нарисовать «Русскую Матрешку», пройдя по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=GU9XPAju3KI           (6:57)

 

Заключительное слово

Вот и закончился наш образовательный маршрут.

Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение.

Желаю удачи!!!