Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 
 
 

Образовательный маршрут "Насекомые" (подг-ая группа) Кадыкова Т.А.

Образовательный маршрут "Насекомые" (старшая группа) Кадыкова Т.А.

 

 

Образовательный маршрут "Насекомые"(подг-ая группа) Рыбакова Л.А.

Образовательный маршрут "Насекомые"(средняя группа) Рыбакова Л.А.

Образовательный маршрут "Насекомые" (младшая группа) Рыбакова Л.А.

 

 Галямина И.Г.  Образовательная деятельность с 18 по 22 мая. 

Дата

Трудовая функция

20.05.20

среда

Старшая группа № 6

 

Продолжаем знакомиться с творчеством П.И Чайковского, с циклом пьес: «Детский альбом»

Пьеса: «Утренняя молитва»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

 

Пьеса: «Мама»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

 

Пьеса: «Игра в лошадки»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

ПЕНИЕ: Продолжаем разучивать песню: «Три танкиста», поем без напряжения, четко артикулируем слова, мягко берем дыхание, не дергая плечами.

22.05.20

Старшая группа № 6

 

Продолжаем знакомиться с творчеством П.И Чайковского, с циклом пьес: «Детский альбом»

«Болезнь куклы»

https://youtu.be/EqASqQhwd_g

«Похороны куклы»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

и «Новая кукла»

https://youtu.be/n1prL5UzeRU

ПЕНИЕ: Закрепляем слова и мелодию песни: «Три танкиста»,

Следим за звуковедением, мягко воспроизводим звук, спокойно берем дыхание, следим за артикуляцией.

Дата

Трудовая функция

20.05.20

Среда.

Подготовительная к школе группа № 5

 

Продолжаем знакомиться с творчеством П.И Чайковского, с циклом пьес: «Детский альбом»

Пьеса: «Итальянская песенка»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

«Немецкая песенка»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

«Неаполитанская песенка»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

ПЕНИЕ: Закрепляем слова и мелодию песен: «Сказочный дом», «Детский сад» и «Первоклашки» Следим за звуковедением, мягко воспроизводим звук, спокойно берем дыхание, следим за артикуляцией.

22.05.20

Подготовительная к школе группа № 5

 

Продолжаем знакомиться с творчеством П.И Чайковского, с циклом пьес: «Детский альбом» разновидности  танцев.

Пьеса: «Вальс»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

Пьеса: «Мазурка»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

Пьеса: «Полька» https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

ПЕНИЕ: Закрепляем слова и мелодию песен: «Сказочный дом», «Детский сад» и «Первоклашки» Следим за звуковедением, мягко воспроизводим звук, спокойно берем дыхание, следим за артикуляцией.

Дата

Трудовая функция

20.05.20

среда

Средняя группа № 10

 

Продолжаем знакомиться с творчеством П.И Чайковского, с циклом пьес: «Детский альбом»

Пьеса: «Нянина сказка»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

Пьеса «Сладкая греза»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

Пьеса: «Мама»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

ПЕНИЕ: Закрепляем слова песни: «Весенний хоровод»

Следим за артикуляцией, звуковоспроизведением, поем без напряжения, не кричим, дыхание берем спокойно. Без рывков плечами.

22.05.20

Средняя группа № 10

 

Вспоминаем пьесы П.И.Чайковского из цикла: «Детский альбом»

Пьеса: «Утренняя молитва»

https://mamontenok-online.ru/detskie-pesni/klassicheskaya-muzyka/chajkovskij-detskij-albom/#

«Болезнь куклы»

https://youtu.be/EqASqQhwd_g

и «Новая кукла»

https://youtu.be/n1prL5UzeRU

Продолжаем определять и ставнивать характер м настроение.

 

ПЕНИЕ: Закрепляем слова песни: «Весенний хоровод»

Следим за артикуляцией, звуковоспроизведением, поем без напряжения, не кричим, дыхание берем спокойно. Без рывков плечами.

 

Образовательный маршрут "Цветы" (младшая группа) Рыбакова Л.А.

Образовательный маршрут "Цветы" (средняя группа) Рыбакова Л.А.

Образовательный маршрут "Цветы" (подг -ная группа) Рыбакова Л.А.

 

Образовательный маршрут "Цветы" (старшая группа) Кадыкова Т.А.

Образовательный маршрут "Цветы" (подгот -ая группа) Кадыкова Т.А.

 Галямина И.Г.  Образовательная деятельность  12 по 15 мая. 

 

Дата

Трудовая функция

13.05.20

среда

Средняя группа № 10

 

«По дорогам боевой Славы, с песней фронтовой!» Определяем характер и настроение, вдумываемся в слова и смысл песен, о Великой Отечественной войне и подвиге нашего народа.

Сравниваем по характеру, настроению, средствам муз. Выразительности.

«Журавли»сл. Р.Гамзатов, муз. Я.Френкель

https://zvooq.pro/tracks/даша-чеславская?artist=1

Фронтовые песни в детском исполнении: «Здесь птицы не поют» Б.Окуджава

https://zvooq.pro/tracks/жанна-вшивкова?artist=1

 Песня: «9 Мая», определить о чем поется, какой характер, настроение.

https://zvooq.pro/tracks/оля-бондаренко?artist=1

ПЕНИЕ: Поем песенку: «Весенний хоровод»

Следим за артикуляцией, звуковоспроизведением, поем без напряжения, не кричим, дыхание берем спокойно. Без рывков плечами.

15.05.20

Средняя группа № 10

 

«По дорогам боевой Славы, с песней фронтовой!» Определяем характер и настроение, вдумываемся в слова и смысл песен, о Великой Отечественной войне и подвиге нашего народа.

Барбарики: «Не уроните шарик».

https://zaycev.net/artist/112938?spa=false

Продолжаем сравнивать произведения контрастные по характеру.

«Облака, белокрылые лошадки».

https://www.youtube.com/watch?v=Poz90vm-S2c

Сравниваем по характеру, настроению, средствам муз. Выразительности.

«Журавли»сл. Р.Гамзатов, муз. Я.Френкель

https://zvooq.pro/tracks/даша-чеславская?artist=1

13.05.20 среда

Старшая группа № 6

 

«По дорогам боевой Славы, с песней фронтовой!» Определяем характер и настроение, вдумываемся в слова и смысл песен, о Великой Отечественной войне и подвиге нашего народа.

«Вставай, страна огромная!» сл.Лебедев – Кумач, муз.А.Александрова

https://zvooq.pro/tracks/детский-сводный-хор?artist=1

Фронтовые песни в детском исполнении: «Здесь птицы не поют» Б.Окуджава

https://zvooq.pro/tracks/жанна-вшивкова?artist=1

Песня: «9 Мая», определить о чем поется, какой характер, настроение.

https://zvooq.pro/tracks/оля-бондаренко?artist=1

ПЕНИЕ: Продолжаем разучивать песню: «Три танкиста», закрепляем 1 и 2 куплет, поем без напряжения, четко артикулируем слова, мягко берем дыхание, не дергая плечами.

15.05.20

Старшая группа № 6

 

 «По дорогам боевой Славы, с песней фронтовой!» Определяем характер и настроение, вдумываемся в слова и смысл песен, о Великой Отечественной войне и подвиге нашего народа.

«А закаты алые» муз. В.Осошник, сл.Н.Осошник

https://zvooq.pro/tracks/анастасия-минина-и-татьяна-савина?artist=1

Барбарики: «Не уроните шарик».

https://zaycev.net/artist/112938?spa=false

Песня: «9 Мая»,

https://zvooq.pro/tracks/оля-бондаренко?artist=1

ПЕНИЕ: Закрепляем слова и мелодию песени: «Три танкиста»,

Следим за звуковедением, мягко воспроизводим звук, спокойно берем дыхание, следим за артикуляцией.

 

Дата

Трудовая функция

13.05.20

Среда.

Подготовительная к школе группа № 5

 

«По дорогам боевой Славы, с песней фронтовой!» Определяем характер и настроение, вдумываемся в слова и смысл песен, о Великой Отечественной войне и подвиге нашего народа.

«А закаты алые» муз. В.Осошник, сл.Н.Осошник

https://zvooq.pro/tracks/анастасия-минина-и-татьяна-савина?artist=1

«Вставай, страна огромная!» сл.Лебедев – Кумач, муз.А.Александрова

https://zvooq.pro/tracks/детский-сводный-хор?artist=1

Песня: «9 Мая», определить о чем поется, какой характер, настроение.

https://zvooq.pro/tracks/оля-бондаренко?artist=1

ПЕНИЕ: Закрепляем слова и мелодию песен: «Сказочный дом», «Детский сад» и «Первоклашки»

Следим за звуковедением, мягко воспроизводим звук, спокойно берем дыхание, следим за артикуляцией.

15.05.20

пятница

Подготовительная к школе группа № 5

 

«По дорогам боевой Славы, с песней фронтовой!» Определяем характер и настроение, вдумываемся в слова и смысл песен, о Великой Отечественной войне и подвиге нашего народа.

«О той весне» Вспоминаем знакомую песню, определяем настроение, используем прием активного слушания: (Подпевая)

https://zvooq.pro/tracks/детский-хор-ласточка?artist=1

Песня: «9 Мая», определить о чем поется, какой характер, настроение.

https://zvooq.pro/tracks/оля-бондаренко?artist=1

Фронтовые песни в детском исполнении: «Здесь птицы не поют» Б.Окуджава

https://zvooq.pro/tracks/жанна-вшивкова?artist=1

ПЕНИЕ: Закрепляем слова и мелодию песен: «Сказочный дом», «Детский сад» и «Первоклашки»

Следим за звуковедением, мягко воспроизводим звук, спокойно берем дыхание, следим за артикуляцией.

 

Консультации для воспитателей и родителей. Кадыкова Т.А.

Образовательный маршрут. Старшая группа. Кадыкова Т.А.

Образовательный маршрут. Подготовительная группа. Кадыкова Т.А.

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи
Консультация для воспитателей

 Музыкальный руководитель Кадыкова Т. А.

 

Музыкальная среда, музыкальное воспитание и, наконец, сама музыка может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. 

Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим: 

1. Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.).

 2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность). 

 3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

Задачи музыкального воспитания:

Общие задачи музыкального воспитания:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха.

2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.

3. Развивать навыки во всех видах муз. деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических  движениях, игре на музыкальных инструментах.

4. Развивать общую музыкальность путем развития основных и неосновных музыкальных способностей.

5. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.

Это довольно сложная задача для детей с речевыми нарушениями, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.

1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.

3. Укрепление и тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Методы и приёмы.

Очень важно, какие методы и приемы, и каким образом используются в работе с детьми в речевых группах. «В процессе познания непременными компонентами являются чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика. В связи с этим в коррекционной работе и обучении на музыкальных  занятиях используются наглядные, словесные и практические методы:

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.
Мысль Б. Асафьева: «Услышать ее (музыку) – это уже понять» может стать эпиграфом к работе музыкального руководителя с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Выразительное исполнение музыкального произведения вызывает у ребёнка переживание, эмоциональный отклик, помогает быстрее найти дорогу к его сердцу и уму, чем слова, которые ребенок не всегда правильно понимает в силу своего диагноза.

Итак! Основные наглядно-слуховые приемы включают в себя:

 • Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;

• Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

• Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.);

• Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, погремушек и т.д.).

Из наглядно-зрительных приемов целесообразно использовать следующее:

Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах…). Особенно важно использовать этот прием в начале учебного года, когда навыки у детей недостаточно сформированы или отсутствуют вообще. Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений.

Практический метод или метод упражнений, связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Дети с речевыми нарушениями в большинстве своем требуют гораздо большего количества повторений при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании, поэтому роль упражнений здесь очень велика.

 Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной-двух минут. Они помогают овладеть своим телом, лучше почувствовать самодвижение, его технику, избежать ошибок при разучивании. Эти упражнения учат принимать правильное исходное положение, способствуют осознанной работе двигательного аппарата. Нужно использовать предварительную проработку трудных мест до начала разучивания песни, пляски или игры.

Очень важно использовать разные приемы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности, а также в коррекционной работе с детьми с задержкой в развитии. Вот почему так важно учитывать уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности, а также объем навыков по всем видам деятельности, которыми они владеют на данный момент. 

Консультация воспитателям. Рыбакова Л.А.

Консультация родителям. Рыбакова Л.А.

Образовательный маршрут

для организации совместной деятельности

 дошкольников с родителями в сети интернет

«В стране сказок»

(2 младшие группы) 

Автор: музыкальный руководитель

Рыбакова Л. А.

                   

Уважаемые родители!

Тема недели называется «В стране сказок», и образовательный маршрут будет посвящён музыке сказочного характера. Именно сказка, рассказанная музыкой, помогает развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.

Цель:  развитие способности эмоционально отзываться на музыку сказочного характера.

Шаг 1.

Сказки для малышей начинаются с потешек, пестушек, прибауток. Именно они знакомят детей с народным фольклором. Пройдите по ссылке и посмотрите видеоролик «Тень, тень, потетень»

https://www.youtube.com/watch?v=qZdg_CeD5oE&feature=youtu.be

  • Задайте ребёнку вопрос: о каких зверях поётся в потешке?
  • Как менялся голос, когда пели про медведя? (Голос пел низко)

Шаг 2.

Чтобы сказка была всем понятна и интересна, нужно чётко и выразительно её рассказывать. Логопедические распевки помогают в игровой форме учиться правильно произносить звуки, а музыкальное сопровождение украшает игровые задания. Для выполнения упражнения пройдите по ссылке (05 мин. 12 сек.)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=53&v=zN5czDUFxqY&feature=emb_title

Шаг 3.

Зайчик, Лиса и Медведь – наиболее частые персонажи детских сказок. Перейдите по ссылке и поиграйте с ребёнком в музыкально-дидактическую игру на развитие музыкального слуха «Кого разбудило солнышко?» (01 мин. 56 сек.)

https://www.youtube.com/watch?v=bM21gQ7CmGw&feature=emb_title

Шаг 4.

Предложите ребёнку нарисовать понравившихся сказочных героев. Идеи для творчества можно посмотреть, пройдя по ссылке

http://semeynaya-kuchka.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada/

Уважаемые родители! Образовательный маршрут завершён. Ждём ваших фотографий по результатам виртуального путешествия.

Спасибо за сотрудничество!

 

Образовательный маршрут

для организации совместной деятельности

 дошкольников с родителями в сети интернет

«В стране сказок»

(средняя группа) 

Автор: музыкальный руководитель

Рыбакова Л. А.            

Уважаемые родители!

Тема недели называется «В стране сказок», и образовательный маршрут будет посвящён музыке сказочного характера. Именно сказка, рассказанная музыкой, помогает развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.

Цель:  развитие способности эмоционально отзываться на музыку сказочного характера, выражать в движении отличительные черты персонажа.

Шаг 1.

Кот – один из персонажей русских сказок. Этот сказочный герой встречается и в сказках для малышей, и в историях для детей постарше. Но чаще всего его можно встретить в колыбельных песнях. Разучите с детьми песенку «Ах ты, котенька – коток». В этом вам поможет развивающий видеоролик (02 мин. 12 сек.)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=94&v=t9EPSvM1FEM&feature=emb_title

  • Задайте ребёнку вопрос: медленно или быстро звучала мелодия?
  • Попросите ребёнка спеть ласково, нежно, как поются все колыбельные песни.

Шаг 2.

Сказка «Три медведя» любима многими детьми. Перейдите по ссылке и поиграйте с ребёнком в музыкально-дидактическую игру на развитие звуковысотного слуха (1 мин. 59 сек.)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=52&v=emo5Wyh5APk&feature=emb_title

Шаг 3.

Сказку «Курочка Ряба» можно не только послушать и рассказать, но и станцевать. Не верите? Пройдите по ссылке и убедитесь в этом сами: танцуйте, не стесняйтесь! (05 мин. 38 сек.)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=297&v=5ZjGAdc7uEY&feature=emb_title

Шаг 4.

Предложите ребёнку нарисовать понравившихся сказочных героев. Идеи для творчества можно посмотреть, пройдя по ссылке

http://semeynaya-kuchka.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada/

Уважаемые родители! Образовательный маршрут завершён. Ждём ваших фотографий по результатам виртуального путешествия.

Спасибо за сотрудничество!

 

Образовательный маршрут

для организации совместной деятельности

 дошкольников с родителями в сети интернет

«В стране сказок»

(подготовительная группа № 9) 

Автор: музыкальный руководитель

Рыбакова Л. А.

                               

Уважаемые родители!

Тема недели называется «В стране сказок», и образовательный маршрут будет посвящён музыке сказочного характера. Именно сказка, рассказанная музыкой, помогает развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.

Цель:  развитие способности понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую, различать смену настроений, образов.

Шаг 1.

Кто первый придумал сказку про Марью Моревну или Морозко? Неизвестно. Были в деревнях такие люди, сказочники и сказочницы, которые больше всех знали сказок и хорошо, «в лицах», их рассказывали - в каждой местности по-своему. Но и они не могли сказать, кто это сочинил. Сказки были ничьи - и в то же время общие. Так и назвали их - народные.

Первым автором, чьи сказки приняли и полюбили все, был Александр Сергеевич Пушкин. Пройдите по ссылке и рассмотрите портрет поэта

https://yandex.ru/collections/user/dysp0/portrety-pushkina/

  • Какие сказки А. С. Пушкина вам знакомы?

Шаг 2.

Сказками Пушкина заинтересовался русский композитор Николай Римский-Корсаков. Пройдите по ссылке и рассмотрите портрет композитора

https://yandex.ru/collections/user/smolyaninovairina88/nikolai-andreevich-rimskii-korsakov/

Он написал оперу на сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Вспомните с детьми сюжет сказки

https://www.litmir.me/br/?b=85899&p=1

Шаг 3.

         Пройдите по ссылке и посмотрите видеоролик с музыкальным фрагментом «Полёт шмеля» (1 мин. 27 сек.)

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9661326754081442177&text=Видеоролики%20Полёт%20шмеля%20отрывок%20из%20оперы%20Царя%20салтана&path=wizard&parent-reqid=1586729073896644-808215378640269863000332-prestable-app-host-sas-web-yp-86&redircnt=1586729105.1

  • Задайте ребёнку вопрос: как звучит музыка?
  • С помощью каких инструментов композитор изобразил полёт шмеля?

Шаг 4.

         Пройдите по ссылке и посмотрите видеоролик «Три чуда» (03 мин. 12 сек.)

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8195891569572405950&text=Что+можно+послушать+дошкольникам+из+оперы+сказка+о+царе+салтане&path=wizard&parent-reqid=1586729613267250-1309472669682713112700320-production-app-host-vla-web-yp-294&redircnt=1586729673.1

  • Задайте ребёнку вопрос: как менялась музыка в зависимости от образа сказочных героев?

Шаг 5.

         Попросите ребёнка сделать поделку к «Сказке о царе Салтане». Идеи для вдохновения можно почерпнуть, пройдя по ссылке http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3100799-podelka-k-skazke-o-care-saltane-poetapno-luchshie-idei-mk-gde-posmotret.html

Уважаемые родители! Образовательный маршрут завершён. Ждём ваших фотографий по результатам виртуального путешествия.

Спасибо за сотрудничество!

 

Тема: "Все ли могут петь?" (Внедрение фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова в работу с дошкольниками)

 

Рыбакова Людмила Анатольевна,

музыкальный руководитель

МАДОУ "Детский сад № 385" г.о. Самара

(Статья будет интересна и полезна родителям, воспитателям, музыкальным руководителям)

         В своей профессиональной деятельности каждый музыкальный руководитель сталкивается с проблемой: как научить петь совершенно непоющих, неинтонирующих детей. Методом проб и ошибок он начинает искать приёмы «вытаскивания» из детей голоса и интонирования. Отсюда и живой интерес к различным современным программам и методикам развития голоса.

         Одной из таких программ является «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова. Что же такое фонопедия? В своей книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» автор дает толкование этого термина: «Это та же «постановка голоса» - речевого или певческого, - только применяемая к лицам с расстройствами голосообразования». Работая фонопедом фониатрического кабинета, В. Емельянов применял свой метод для восстановления больных, повреждённых голосов. Впоследствии оказалось, что фонопедический метод развития голоса эффективен в вокальной работе со здоровыми людьми: взрослыми и детьми. Фонопедический метод развития голоса появился более 40 лет назад. Ни одна существовавшая на тот момент школ голоса не являлась целостной системой. В. Емельянов предложил алгоритм координационного - тренировочного этапа развития голоса.

         Голос - это инструмент. Прежде чем играть на инструменте, его предстоит сделать. Это и будут координационно-тренировочный, а потом эстетический и исполнительский этапы работы.

          В. Емельянов считает, что детей необходимо обучать взрослой академической манере пения в женском варианте (и мальчиков, и девочек). Однако это не исключает возможность обучения детей народной, эстрадной и джазовой манерам пения. Необходимым и достаточным условием первого приближения к академическому певческому тону является наличие четырех показателей.

1. Целесообразное использование режимов работы гортани или регистров.

2. Голосообразующий выдох, многократно превышающий по длительности и интенсивности речевой и жизнеобеспечивающий.

3. Певческое вибрато и произвольное управление его параметрами: частотой и амплитудой.

4. Специфическая певческая акустика ротоглоточных полостей, специфическая артикуляция, существенно отличающаяся от речевой.

         Эталоном певческого тона для детей является голос педагога. Отсюда ответственность музыкального руководителя за звучание своего голоса. Для формирования слуховых представлений у детей можно слушать 1-2 минуты высококачественный женский голос, исполняющий столь же высококачественную музыку.

         Педагог, принявший решение применять в вокальной работе фонопедический метод развития голоса, должен «пропустить метод через себя», то есть на своём голосе освоить все упражнения, выучить их, привыкнуть к ним, получить удобство от них.

         На занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо придерживаться системы. Талантливая импровизация при отсутствии системы - это только куча положительных эмоций, но никакого движения вперёд, и каждый раз - с нуля. Под системой В. Емельянов подразумевает осознанный, зафиксированный и постоянно повторяющийся способ работы.

         Важно не забывать, что вокально-технологическая работа должна производиться по строгим правилам и обязательно удовлетворять требованиям охраны и развития голоса, то есть быть экологичной, здоровьесберегающей. 

         Л. В. Виноградов назвал фонопедический метод развития голоса В. Емельянова элементарным голосовым музицированием. Несмотря на игровой характер работы с детьми, музицирование - процесс направляемый, организуемый, целенаправленный, а значит осознаваемый не только педагогом, но и детьми. Элементарному голосовому музицированию предшествует спонтанное (стихийное) голосовое музицирование. Это звуки неречевого характера (повторение слога, слова, ритмичное произнесение слов и т.д.) Материалом для спонтанного голосового музицирования могут выступать голосовые сигналы доречевой коммуникации. Если ребенок плачет, то это голосовой сигнал доречевой коммуникации, а если имитирует в игре плач куклы - это уже спонтанное голосовое музицирование. Проблему обучения вокальному музицированию, в том числе решение проблемы «гудошников», можно рассматривать как перевод спонтанного голосового музицирования на осознанный целенаправленный уровень, то есть в элементарное голосовое музицирование. Решить эту проблему может помочь Фонопедический метод в его игровом варианте. Упражнения построены на материале спонтанного голосового музицирования и служат для осознания его элементов, механики голосообразования, энергетических возможностей голоса. В этом аспекте фонопедические упражнения можно рассматривать как первые шаги элементарного голосового музицирования.

         Использование Фонопедического метода В. Емельянова в работе по развитию голоса с дошкольниками способствует включению механизмов певческой регуляции голосообразования, познанию детьми возможностей своего голоса, овладению академической манерой пения, развитию координации между слухом и голосом, выработке навыка произвольного управления лицевой мускулатурой, навыка управления собственным голосом. Но главное, фонопедический метод развития голоса доказывает, что петь могут все, приучает с раннего детства к собственному звучанию, что является реальным путём к обретению человеком через голос созидающей целостности.

 

 

 

 

Литература

 

1. Емельянов В.В. Методика координационно - тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом ВУЗе. [Текст]: дис… канд. пед. наук: 13.00.08. - Екатеринбург, 2005 - 176 с.

        

         2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань,     2015